Цветовая схема: C C C C
Размер шрифта: A A A
Изображения:
  • 140408, Московская область, Коломенский городской округ, улица Малышева, д. 24
  • +7 (496) 613-25-30, +7 (496) 613-23-48
    +7 (496) 615-56-70, +7 (496) 613-30-20

  • pochta@1momk.su

Новости

Национальные традиции в русской музыке

Национальные традиции в русской музыке Национальные традиции в русской музыке Национальные традиции в русской музыке

2 Ноября 2019 11:11

Количество просмотров: 2

В Коломне в рамках II Открытого фестиваля-конкурса вокальной музыки начала XX века имени Николая Струве состоялся научно-практический семинар «Музыкальная и вокальная культура начала XX века».

Открыла заседание председатель жюри конкурса, доктор искусствоведения, профессор Санкт-Петербургской государственной консерватории, вице-президент Рахманиновского общества России Людмила Скафтымова. Говоря о национальных корнях музыки Рахманинова Людмила Александровна отметила, что его творчество тесно связано с православной церковной музыкой и протяжной русской песней: «Сергея Рахманинова мы считаем исконно-русским композитором, – подчеркнула докладчик. – Однако его произведения «Остров мертвых» и «Колокола», написанные в 1909 и 1913 годах, имеют нехарактерную для композитора музыкальную основу». В «Острове мертвых» у автора появляется тема Dies irae (средневекового католического песнопения, которое выражает идею Страшного Суда). Рахманинов написал это произведение под впечатлением от увиденной одноименной картины швейцарского художника-символиста Арнольда Бёклина.


Причем, по словам докладчика, потрясение он испытал именно от монохромного, черно-белого полотна (есть еще полноцветный живописный вариант картины). Сергей Васильевич очень точно передал мрачный одноцветный пейзаж в музыке: у него появилась некая «вязкая», бесконечно повторяющаяся фактура водной стихии, эдакий накат волн. Примечательно, что Рахманинов посвятил свой «Остров мертвых» своему другу Николаю Струве. На партитуре Сергей Васильевич написал «Николаю Струве, в знак дружбы».

Вокально-симфоническую поэму «Колокола» он пишет под влиянием символистов Эдгара По и Константина Бальмонта. И здесь у композитора также появляются мотивы, отличные от традиционных русских, в частности, в произведении звучит мелодия английского рожка.  

На научно-практической конференции «Коломенское наследие», которая состоялась в прошлом году в рамках I Открытого фестиваля-конкурса вокальной музыки начала XX века имени Николая Струве, участники говорили о трех великих композиторах XX века: Сергее Рахманинове, Николае Струве и Сергее Кусевицком, и о том вкладе, который внесли они в сокровищницу мировой музыки. Этой темы касались и на нынешнем семинаре.

Научный сотрудник Историко-культурного музея-заповедника «Коломенский кремль» Наталья Мазурова в докладе о деятельности музыкальной секции Отдела народного образования Коломенского уезда 1921-1925 годов, рассказала об истории уникального экспоната – пианино Bechstein. Этот инструмент 1913 года выпуска приобрел Сергей Кусевицкий вместе с Сергеем Рахманиновым в Санкт-Петербурге. Пианино было привезено в усадьбу Кусевицких, расположенную в селе Акатьево близ Коломны, где часто устраивались музыкальные вечера. Уникальный инструмент! На нем играли и сам Кусевицкий, и Рахманинов, и Николай Струве, и другие известные композиторы, которые приезжали в Акатьево. Сегодня пианино настроено и, спустя много лет, зазвучало на открытии выставки, посвященной развитию музыкального образования в Коломенском уезде.

О национальных традициях малых народов в контексте исторического развития российской музыкальной культуры рассказала преподаватель 1-го Московского областного музыкального колледжа Анна Сёмина.


Потомок рода Крюденер-Струве, кандидат педагогических наук, преподаватель Санкт-Петербургской государственной консерватории им. Н.А. Римского-Корсакова Людмила Трушталевская и композитор, пианист, старший преподаватель Санкт-Петербургского государственного университета (г. Санкт-Петербург) Леонид Еремин рассказали об особенностях 9 опуса Николая Струве. Этот цикл написан на стихи немецких поэтов – современников композитора и состоит из 12 миниатюр. «С немецкого этот опус переводится как «вкладыш» или «листки из альбома». Так как рассматривать это произведение – как цикл или как разрозненные произведения? Ответ мы находим в композиции. В каждой миниатюре есть некий репризный элемент. Композитор обязательно повторяет в конце миниатюры тему, заявленную в начале».

«Есть еще одно общее начало, которое объединяет все двенадцать произведений в цикл, – продолжает Людмила Трушталевская. – Каждая миниатюра есть не что иное, как выражение человеческих отношений. Каждая пьеса выражает одно эмоциональное состояние».  

Председатель оргкомитета фестиваля, директор 1-го Московского областного музыкального колледжа Наталья Маркелова представила сборник, выпущенный по итогам научно-практической конференции «Коломенское наследие», которая состоялась в 2018 году.

В завершении научно-практического семинара состоялся концерт, который открыли Людмила Трушталевская и Леонид Еремин исполнением 9-го Опуса Николая Струве. Также в программе выступили лауреаты I Открытого фестиваля-конкурса вокальной музыки начала XX века имени Николая Струве.

II Открытый фестиваль-конкурс вокальной музыки начала XX века имени Николая Струве состоялся в 1-м Московском областном музыкальном колледже при поддержке Местной национально-культурной автономии российских немцев Коломны, Музыкального общества Московской области, Рахманиновского общества и ОАО «Коломенский завод».